Продуктовая аналитика

Chapter 4

Глубокое погружение в продуктовую аналитику

Рост положил начало эпохе, в которой центральное место отводится науке о больших данных. Именно она имеет решающее значение для обеспечения наилучшего обслуживания клиентов. Каждая точка соприкосновения с брендом пытается создать уникальный пользовательский опыт, созданный на основе данных и оптимизированный с помощью их интерпретации.

В предыдущих двух главах мы подчеркнули важность мобильной атрибуции и автоматизации маркетинга для оптимизации пути пользователя. Хотя обе эти технологии предоставляют аналитику, которая способствует лучшему пониманию пользователя, изначально они не были предназначены для оптимизации пользовательского опыта.

Именно по этой причине основой высокоэффективного маркетинга и роста стала аналитика продукта.

Аналитика продукта – это изучение и понимание вашего продукта и бизнеса посредством анализа взаимодействия пользователей с продуктом, а также факторов, приводящих к успеху.

Традиционным, нецифровым бизнесам часто не хватает преимуществ, которые дают большие данные, сверхсовременные модели машинного обучения и другие процессы, способствующие пониманию поведения пользователей и росту. Даже самые оснащенные в ресурсном отношении бизнесы могут потратить годы на то, чтобы добиться эффективной практики. Осознавая это, компании обратились к таким платформам аналитики, как Mixpanel для решения сложных задач, ориентированных на цифровые технологии, начиная от поведенческого анализа до сегментации пользователей.

Аналитика продукта не возникла на пустом месте, ее развитие было обусловлено тем, что старые технологии больше не могли удовлетворить потребности цифровых компаний.

Сила продуктовой аналитики “self-serve”

Инструменты продуктовой аналитики сводят маркетологов, менеджеров по продуктам, инженеров и специалистов по данным на единой платформе, предназначенной для тестирования, понимания и оптимизации продуктового опыта (Product experience) на разных устройствах.

Они предоставляют множество самостоятельных вариантов использования, включая оптимизацию потока воронки, когортный анализ, сегментацию пользователей и интеграцию с другими партнерами по стеку. Более продвинутые платформы продуктовой аналитики, такие как Mixpanel, также предоставляют функции таргетированного взаимодействия, которые пересекаются с автоматизацией маркетинга, включая push-уведомления, электронную почту, SMS и обмен сообщениями внутри приложений.

Основой современных аналитических продуктов инструментов является самостоятельное использование (self-serve), то есть отсутствие необходимости в специалисте по бизнес аналитике.

Аналитика продуктов способствует демократизации данных, позволяя разным командам совместно решать возникающие проблемы и не зависеть от специалиста по данным. Это позволяет маркетологам и специалистам по продукту быстро и эффективно решать вопросы, связанные с данными и поведением пользователей. Кроме того, это позволяет специалистам по данным не отвлекаться на такие базовые задачи, как создание простых дэшбордов и сверка данных, а сконцентрировать усилия на более стратегически важных и сложных проблемах.

В конечном итоге продуктовая аналитика решает три важных задачи в цикле роста:

  1. Понимание вовлеченности пользователей, клиентского опыта и полного жизненного цикла вашего продукта – от событий в самом начале воронки (то есть клики и атрибуция), до событий внизу воронки, то есть в самом приложении.
  2. Повышение качества обслуживания клиентов за счет глубокого анализа KPI и больших возможностей цифровой аналитики.
  3. Использование результатов этого анализа для улучшения платформы и партнерских интеграций.

Теперь, когда у нас есть общее представление о продуктовой аналитике, давайте рассмотрим несколько основных вариантов использования в рамках более обширного набора маркетинговых технологий.

Пример # 1: понимание пользователей с помощью поведенческой аналитики

Возьмем типичный пример розничного приложения из списка Fortune 500, в котором UA маркетолог пытается понять путь пользователя по всей воронке конверсии. Маркетологов по привлечению пользователей интересуют несколько вещей. Во-первых, они хотят понять, с какой скоростью пользователи совершают конверсию к основной метрике; для розничного приложения это покупка продуктов. Во-вторых, они хотят понять, что привело пользователей к  атрибуции.

Атрибуцию можно разделить на объективные и субъективные измерения…

Давайте сначала поговорим об объективных измерениях.

Воронка атрибуции начинается с того, что пользователь нажимает на рекламу, показанную на одном из медиа-источников клиента, например, Facebook, Google или Apple Search Ads. Посредством диплинка пользователь переходит от рекламы на веб-сайт или к приложению (если оно у них есть), либо к магазину приложений, чтобы установить приложение. После того как пользователь установит и откроет приложение, поставщик атрибуции (например, AppsFlyer) приписывает этого пользователя соответствующему медиа-источнику, чтобы клиент мог объективно измерить, какие медиа-источники и варианты креативов привели к наиболее эффективным конверсиям.

После установки в игру вступают субъективные критерии атрибуции.

В конечном итоге маркетолога больше всего интересует рентабельность инвестиций в рекламу (ROAS). Это зависит от опыта пользователя как на привлекшем его медиа-источнике, так и от процесса онбординга в самом приложении или на веб-сайте. После онбординга на решение пользователя совершить покупку влияет масса дополнительных факторов.

 

Понимание пути пользователя - продуктовая аналитика и маркетинговая атрибуция

В Mixpanel одним из инструментов для понимания этого пути является Flows (см. выше). Этот инструмент позволяет маркетологам и менеджерам по продукту сопоставить самые распространенный сценарий событий, который использует пользователь, и определить возможные препятствия в процессе онбординга или негативный UX.

Несмотря на то, что Flows дает анализ основных факторов и тенденций, основные инструменты аналитики продуктов заключаются в сегментации, анализе удержания и группировке когорт. Каждая из этих автономных функций способствует более глубокому пониманию поведения пользователя.

Например, отчет по воронке от Mixpanel (Funnels) позволяет увидеть, как ваши пользователи совершают конверсию при определенном сценарии событий. Это означает, что вы можете выявить возможности для увеличения коэффициента конверсии, определив, когда и где пользователи покидают приложение (или не совершают конверсию) в вашем продуктовом цикле или в маркетинговых кампаниях.

Аналогичным образом, анализ  удержания позволяет командам увидеть, возвращаются ли новые пользователи, которые пробуют ваш продукт после добавления, изменения, улучшения функций или последовательности событий.

Набор технологий для продуктовой аналитики - Mixpanel
Дэшборды Mixpanel могут сэкономить командам тысячи часов работы. Набор инструментов для аналитики продуктов открывает доступ к данным для всех, включая руководителей высшего звена.

Благодаря этим аналитическим возможностям команды могут принимать самостоятельные решения о том, в какие платные медиа-платформы инвестировать, или какой сценарий событий изменить с помощью инженеров и специалистов по продукту.

Пример # 2: Оптимизация рекламных сообщений и последовательности событий с помощью когортного анализа

Возьмем еще один пример, на этот раз компанию по видео-стримингу, работающую на основе подписки, которая хочет понять, как предоставить актуальный контент для своих пользователей.

Пример KPI для продукта потокового видео на основе подписки

Пример KPI для продукта видео-стриминга на основе подписки

После того как пользователь привлечен и атрибутирован на правильный источник, компания видео-стриминга хочет понять, сколько времени пользователь просматривает контент, и на какой контент он тратит больше всего времени.

Частота и повторные просмотры являются основными показателями успеха.

Если группа разработчиков продукта работает над новым интерфейсом, основанном на AI и предлагающем контент, им важно проанализировать, сколько часов пользователь проводит за просмотром определенного контента. Таким образом, они могут создавать когорты в зависимости от типа контента и количества часов просмотра.

Группа разработчиков продукта может создать эти когорты и передать данные в формате необработанных данных в свои модели AI и машинного обучения. Или они могут экспортировать эти когорты обратно на инструмент маркетинговой атрибуции, такой как AppsFlyer. Маркетинговая группа также может создавать свои собственные когорты для сравнения, изучая показатели удержания и процент “бросания” конкретного контента в течение определенного периода времени.

Возможности активации безграничны. Команды по продукту и маркетингу могут работать вместе, чтобы экспериментировать с последовательностью событий в онбординге, объединяя данные атрибуции (медиа-источник, кампания, тип рекламы и т. д.) с когортами продуктовой аналитики. В Mixpanel когорты можно дополнительно активировать с помощью наших встроенных функций обмена сообщениями или интеграции с партнерами по автоматизации маркетинга. В конечном счете, единственное ограничение – это творческий подход команды и ее желание экспериментировать и совершенствоваться.

Пример № 3: Прогностическая аналитика данных

Помимо настраиваемых отчетов и сегментации, на некоторых платформах продуктовой аналитики, включая Mixpanel, есть дополнительные приложения искусственного интеллекта (AI), которые открывают доступ к анализу данных как для маркетологов, так и для специалистов по продукту.

Например, модель прогнозирующей аналитики Mixpanel использует прошлое поведение, чтобы выявить, какие пользователи, вероятно, выполнят действие, а какие нет. Это позволяет настраивать таргетинг на потенциальных качественных пользователей с помощью своевременных рекламных оповещений и специальных предложений с помощью системы автоматизации маркетинга. Эта модель также позволяет проводить платный таргетинг и тестирование инкрементальности посредством интеграции аудиторий с поставщиками атрибуции, такими как AppsFlyer.

Модель прогностической аналитики и сегменты пользователей - Аналитика продуктов

Слева: инсайты модели прогностической аналитики Mixpanel
Справа: узнайте с помощью автоматической сегментации, какие пользовательские сегменты вызывают всплески показателей.

Эти данные могут быть дополнительно усилены с помощью автоматической сегментации и с помощью обнаружения аномалий. Обнаружение аномалий уведомляет вас, когда важные показатели неожиданно резко повышаются или падают, а также показывает пользователей, вызывающих эти изменения.

Эти автоматические инсайты могут применяться к тестированию UX продукта, обмена сообщениями и даже к распределению платных медиа.

Узнать больше

В каждом случае аналитика продуктов позволяет всем участникам процесса, независимо от уровня, контролировать результаты бизнеса и предоставлять улучшенный сервис. Это дает возможность командам быть более эффективными, стимулируя рост на всех уровнях организации.

Чтобы узнать больше о передовых методах анализа продуктов, ознакомьтесь с Руководством Mixpanel по метрикам продуктов.

About the Authors

Category Deep Dive: Product Analytics | AppsFlyer

Chapter 4

Category Deep Dive: Product Analytics

Growth has ushered in an era where the science of big data is crucial to offer the best customer experience. From awareness to onboarding and re-engagement across web, app, and physical locations, each brand touchpoint attempts to create a unique user experience captured by data and optimized by the interpretation of it.

In the previous two chapters, we highlighted the importance of mobile attribution and marketing automation to optimize the journey through user acquisition, retargeting, and customer engagement. Although both of these technologies provide in-app analytics that facilitate user understanding, they were not designed to optimize the core product experience itself.

It is for this reason that product analytics has become the bedrock of high-performance product, marketing, and growth teams.

Product analytics is the study and understanding of your product and business through the analysis of your users, their journey through your product experience and their success across various outcomes.

Traditional, non-digital businesses often lack the benefit of massive data teams, top talent, cutting-edge machine learning models, and the people, organization, and processes to effectively manage user understanding, experimentation, and growth. That type of exercise can take years even among the most polished business environments. Realizing this, companies have turned to self-serve product analytics platforms like Mixpanel to solve complex digital-first needs, from behavioral analysis to user segmentation, and activation across web and mobile.

The product analytics category didn’t develop in a vacuum. Rather, it evolved as legacy, all-in-one technologies failed to meet the needs of digital-first companies, while at the same time the activation energy to DIY was too much to overcome.

The Power of Self-Serve Product Analytics

Product analytics tools bring marketers, product managers, engineers, and data scientists together under a single platform designed to test, understand, and optimize the product experience across devices.

They provide numerous self-serve use cases, including funnel flow optimization, cohort analysis, user segmentation, and integrations with other stack partners. More advanced product analytics platforms like Mixpanel also provide targeted engagement functionalities that intersect with marketing automation—including push, email, SMS, and in-app messaging.

The core emphasis of modern product analytics tools is self-serve (i.e. no dependency on a business analyst) because, without this, you quickly find yourself wading through BI tooling warefare.

Product analytics facilitates data democratization, enabling cross-functional teams to answer complex behavioral queries without the overhead of a data scientist writing SQL. This allows core business units such as marketing and product to move fast, be flexible, and answer the majority of their data and user behavior questions in minutes, rather than weeks. Likewise, it protects some of your most important and expensive resources – data scientists – from answering basic KPI questions, creating basic dashboards, verifying data, and instead allows them to focus much more on strategic, high value, and extremely complex problems.

Ultimately, product analytics overcomes three crucial hurdles in the growth cycle:

  1. Understanding user engagement, the customer experience, and the complete lifecycle through your product – from upstream marketing touchpoints (e.g. clicks, attribution) to downstream user data (e.g. events).
  2. Improving the customer experience through deep KPI analysis and robust digital analytics capabilities.
  3. Driving positive business outcomes by leveraging this understanding to activate in-platform messaging capabilities or pre-built partner integrations.

With a generalized understanding of product analytics, let’s explore a few core use cases within the broader framework of a marketing tech stack.

Example #1: Understanding Users with Behavioral Analytics

Take a common example of a Fortune 500 retail app, where the client – a user acquisition marketer – is trying to understand the user journey by analyzing conversion rates from paid advertising to install to lower-funnel metrics that drive bottom-line revenue. UA marketers are interested in a few things. First, they want to understand the rate at which users convert to their core metric – for a retail app, this is purchasing products. Second, they want to understand how they got there and what drove their attribution.

Attribution can be broken into objective and subjective measures…

Let’s talk about objective measures first.

The acquisition funnel starts with the user clicking on an ad shown from one of the client’s media sources, such as Facebook, Google, or Apple Search Ads. Through deep linking, the user navigates from the ad to the website, the app if they have it, or the app store to install the app. Once the user installs and opens the app, the attribution provider (e.g. AppsFlyer) attributes that user to the right media source so the client can objectively measure which media sources and creative variants drove the most efficient conversions.

After the installation is where subjective measures of attribution come into play.

Ultimately the marketer will be interested in understanding their return on ad spend (ROAS). This is a function of the user’s experience with both the acquisition source (the ad itself + deep linking UX), as well as the onboarding experience within the app or website. Following that initial onboarding experience, additional factors can either help or hinder the flow that ultimately leads the user to check out and purchase.

While the UA marketer can draw valuable conclusions from attribution metrics, the ability to dig in, analyze that experience, and map the flow of the user across a multitude of events such as login, category selection, add to cart – that is what makes product analytics so essential.

Understanding the user journey - product analytics and marketing attribution

Within Mixpanel, one tool to understand this journey is our Flows product (above). This allows marketers and product managers to map out the most common flows the user might take and their respective conversions – and identify any roadblocks to onboarding, or poor user experiences that prevent the marketer’s hard-earned dollars from contributing to successful conversion outcomes.

While Flows provide a top-line view, the bread and butter of product analytics tools is in segmentation, funnel, and retention analysis and cohort grouping. Each of these standalone features facilitates a deeper understanding of user behavior.

For example, Mixpanel’s Funnels report allows you to see how your users are converting along a defined event pathway. This means you can identify opportunities to increase conversion rates by nailing down when and where users drop off (or fail to convert) in your product cycle or in your marketing campaigns.

Likewise, the Retention analysis product allows teams to see if new users who try your product each day, week or month are coming back after you add, modify or improve features or flows.

Product analytics toolset - Mixpanel
Mixpanel’s self-serve dashboards can save teams thousands of hours. A product analytics toolset unlocks the data dabbler in everyone—including C-suite executives

From these analytics capabilities, teams can take action of their own, whether it be reporting this data to their key stakeholders and company decision-makers, deciding which paid media platforms to invest in, or choosing which product flows to modify with help from engineering and product.

Example #2: Optimizing Messages and Flows with Cohort Analysis

For even deeper analysis and improvement, let us take another example, this time of a subscription-based video streaming company that wants to understand how to best serve its users with relevant content.

Example KPI structure for a subscription-based video streaming product

Example KPI structure for a subscription-based video streaming product

Once the user is acquired and attributed to the right source from an attribution provider, it’s important for the video streaming company to know how much time the user is spending and on what content they are spending more time on.

Frequency and repeat consumption are core metrics for their success.

If the product team is working on a new AI-based content suggestion interface, it’s important for them to analyze how many hours of particular content the user is watching. Thus, they could create cohorts based on the type of content and hours watched.

The product team might create these cohorts and feed the data in a raw data format to their AI and ML models. Or they could export these cohorts back to the marketing team’s attribution tool, like AppsFlyer. The marketing team could also create its own cohorts for comparison, examining retention rates vs. drop-off rates from specific content or within a certain time duration.

The possibilities for activation are limitless. Product and marketing teams can work together to customize onboarding flow experiments by combining attribution data (media source, campaign, ad type, etc.) with product analytics cohorts. In Mixpanel, cohorts can be further activated with our built-in messaging capabilities or our integrations with marketing automation partners. Ultimately, the only bound is the team’s creativity and motivation to experiment and iterate.

Example #3: Predictive Analytics for Data Science

In addition to customizable reporting and segmentation, some product analytics platforms, including Mixpanel, have additional AI applications to unlock the data scientist in marketers and product managers alike.

For example, Mixpanel’s predictive analytics model uses past behaviors to surface which users are likely (or unlikely) to perform an action. This allows you to target potential converters or at-risk users with timely messages and special offers through marketing automation, as well as paid retargeting and incrementality testing via audience integrations with attribution providers such as AppsFlyer.

Predictive analytics model and user segments - Product Analytics

Left: Mixpanel’s predictive analytics model gives insight into more relevant communications.
Right: Know which user segments are causing metric spikes with automatic segmentation.

These insights can be further amplified by real-time triggers such as automatic segmentation and anomaly detection. Anomaly detection notifies you when important metrics spike or dip unexpectedly for a particular segment, along with the users causing the change.

These automatic insights can be applied to product UX tests, messaging experiments, and even paid media allocation.

Learn More

In each case, product analytics enables down-the-line contributors to take control of their business outcomes and better serve their customers. This empowers teams to be more efficient, propelling growth at every level of an organization and within every individual contributor.

To learn more about best practices for product analytics, check out Mixpanel’s Guide to Product Metrics.

Subscribe to get updated on the next chapter

New MarTech stack content delivered to your inbox each week

About the Authors